Вадим Гефтер пришёл в авторскую песню под влиянием творчества Александра Галича, которое оставило отпечаток на его стиле, однако у него есть свой индивидуальный, узнаваемый почерк. Автор зачастую раскрывает различные ситуации с совершенно неожиданного ракурса, его песни –остроумные, ироничные – наделены социальной сатирой и житейским юмором. Вызывает доверие слушателей проникновенная лирика, рассуждения о любви, дружбе, справедливости и других ценностях в жизни. Вадим Гефтер – блистательный и обаятельный рассказчик, его шутки уходят в народ, там и остаются. Его песни любят, поют (и не только в бардовской среде).
«Я лично определяю его как мастера полифонии на сцене. При очень скупых музыкальных приемах Вадим Гефтер создает ощущение мощи звука и мощи слова, которым он владеет. То есть это своего рода человек-оркестр», — рассказывает бард, автор-исполнитель Антон Ворожейкин. Сам Вадим Гефтер называет свои песни реакциями на происходящее в мире и собственной жизни. Они чаще публицистичны, чем поэтичны, и больше напоминают стихотворно-музыкальные коллажи, наделённые социальной сатирой и житейским юмором.
Первая песня автора была написана о несчастной любви еще в 1981 году. С того времени пишет о жизни, друзьях, природе.
«Глядя по телевизору на Высоцкого, Галича, барды казались мне огромными людьми, просто исполинами, — вспоминает Вадим Гефтер. — Гораздо позже, увидев бардов вживую, я был поражен! Это были обычные люди; они обычно говорили, одевались в обычную одежду. Единственное, что отличает бардов от других людей — это гитара и сочинённые ими песни.
Многие пытались придумать термин, который отличал бы авторскую, бардовскую песню от смежных жанров — шансона, попсы. Наиболее точно и коротко ее обозначил Окуджава: «Думающая песня для думающих людей». Самое важное для авторской песни — поэзия, которую не должна «убивать» музыка. Послушайте Галича, и вы поймете: чтобы донести свою мысль до зрителя, музыкальные изыски не обязательны… Бардовская песня не может собирать стадионы (Высоцкий — скорее исключение). Для бардовской песни важно, чтобы исполнитель и слушатель были на одной волне, а интонации певца зритель считал похожими на свои. В тысячной толпе это невозможно — авторская песня очень интимна.
Авторская песня сегодня в состоянии стагнации. Да, эволюции пока не видно. Но не потому, что нынешние авторы стали хуже. Просто зарабатывать песней сегодня, увы, невозможно. Барды всегда стремились на эстраду, но у нее ведь свои законы: нужно регулярно создавать шлягеры, ежегодно выпускать альбомы, поставив творчество на конвейер. А бард — это синоним свободы. Если нет вдохновения, то выдавить из себя что-то интересное очень сложно. Бард обязан писать так, как он чувствует, вне зависимости от популярности. В этом смысле это серьезный путь развития, поиск своего зрителя…
В оппозиции к существующему строю бардовская песня стояла лишь одной гранью. Людей, которые были строю действительно чужды и преследуемы, не так много. Но есть много желающих преподнести себя жертвой режима. Сегодня авторская песня проходит испытание свободой: можно говорить что угодно, и тебе за это практически ничего не будет. Если раньше сам намёк уже был смелым откровением, то сегодня надо не просто сказать о том, что тебя волнует, но еще и найти как сказать.
Но, не смотря ни на что, я совершенно убежден в долгой жизни этого жанра… Авторская песня будет жить, пока будет жить человек, дающий бардам темы для творчества…. Современное состояние авторской песни не столь плачевно, как иногда кажется. Хотя произошло феноменальное изменение: долгое время барды рвались из кухонь, из лесов на сцену – и вот теперь, когда они вырвались, им приходится жить по законам эстрады. А это значит – делать себя более доступным потребителю. Вырвавшись из своего круга, авторская песня что-то потеряла. Произошла, на мой взгляд, потеря поэтического качества. Но взамен – приобретение качества музыкального. Улучшение аранжировок и других украшений. Появились новые имена. Идёт плеяда – то есть, цепь не обрывается... Из пацанов, поющих вечерами на лавочках, стопроцентные барды те, кто ищет себя. Пусть вначале они даже поют ерундовый репертуар — ничего, ведь они пока чистые листы, на которых пишется их творческое будущее. Рано или поздно им захочется чего-то более совершенного — ну, или они так и останутся «пацанами на лавочке». Дворы, костры — это такой неформальный институт, через который проходил каждый бард, и я в том числе. Так что гонять их с лавочек не стоит. Может, возле вашего дома растёт Окуджава XXI века?»
Гефтер Вадим Яковлевич родился 12 марта 1966 года в Донецке.
Некоторую часть жизни провел на Дальнем Востоке, где и получил высшее образование в Хабаровском политехническом институте. Освоив профессию инженера-строителя, работал по специальности в городе Оха Сахалинской области.
Автор, исполнитель, с юных лет член клуба авторской песни «Алые паруса», лауреат фестивалей «Курский соловей» и «Приморские струны» (г. Владивосток).
В те же годы – организатор первого городского фестиваля в ХПИ. Позже, вернувшись на родину, остался верен прежним привычкам – в бардовском мире Вадим Гефтер известен не только как автор-исполнитель, но и своими достижениями в развитии и популяризации жанра авторской песни, а также помощью бардам и фестивалям. Он являлся организатором наиболее масштабных и престижных фестивалей в Украине: «32 мая» (г. Донецк) и «Редкая птица» (о. Хортица, г. Запорожье), поездок украинских делегаций на Грушинский фестиваль (в 2008-2013 годах).
Владимир Ланцберг рассказывал о своих впечатлениях от фестиваля «32 мая»: «Ценно ведь не только то, что происходит на самом фестивале, но и то, во что это потом выливается: то ли всё это ухает куда-то в пропасть и никто об этом ничего не вспоминает, то ли, наоборот, фестиваль становится для кого-то началом творческого роста и известности. И вот мне кажется, что Гефтер озабочен как раз второй частью происходящего».
Сегодня Вадим Гефтер — организатор и президент Международного фестиваля авторской песни «Облака» имени Александра Галича, председатель Всеукраинского объединения деятелей авторской песни Украины, координатор проектов программы «Культурная столица» (г. Днепр), ресторатор и предприниматель.